Методическая копилка

Активные игры для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

 ЗВУКИ ПО КРУГУ


Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.
 Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих. 
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

 ЭХО


 Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия 

Ход игры: Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”). 

 ПОМОГИ ЗАЙЧИКУ ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.


 Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия, упражнять детей в слуховом различении изолиро¬ванного звука 3 в ряду других звуков. 

Материал: игрушечный зайчик, кубики.
 Ход игры: Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолирован¬ные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на дру¬гой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на пре¬дыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».

 ПЕРЕБЕГИ ДОРОГУ 


Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия

 Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопе¬дом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов 

 НАЙДИ СВОЙ ДОМИК


 Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, определение количества сло¬гов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насеко¬мых), закрепление обобщающего поня¬тия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реак¬ции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

 Вариант 1. Оборудование: три стула-«домика», на каждом из них изо¬бражение одной из трех букв — А, О, У; предметные картинки.
 Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей. Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга рас¬ставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они, должны собраться у своего «домика».
 Вариант 2 Оборудование: три домика, шапоч¬ки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья ко¬ровка и др.), шапочка птицы.
 Ход игры. В разных местах группы расставлены «домики» насеко¬мых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех. Затем предлагает детям стать насеко¬мыми, выбрать любые шапочки. В од¬ном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сиг¬налу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через не-которое время логопед говорит: «Пти¬ца!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правиль¬но ли занят домик, дети помогают, за¬тем дети меняются шапочками, игра возобновляется.

 ПЕРЕЙДИ ЧЕРЕЗ БОЛОТО


 Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе, слова — названия предмета; развитие двигательной активности у детей. 

Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); пред¬меты, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).
 Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях кото¬рых есть звук Р.

2 комментария:

  1. Светлана Васильевна! Мне очень понравилась ваша страничка. Несколько игр уже провела со своими малышами. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада , что информация оказалась полезной для вас.

    ОтветитьУдалить